Определение коллегии по гражданским делам и административным спорам Высшей Судебной Палаты мун. Кишинэу от 15 февраля 2012 года
Страна: Молдова
Тема: распространение информации о состоянии здоровья
Категория: Административные
No: 3r-20/12
Первая инстанция В. Прутяну дело № 3r-20/12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2012 мун.Кишинэу
Коллегия по гражданским делам и административным спорам
Высшей Судебной Палаты
В составе:
Председательствующего, судьи В.Мачинская
Судей: Ю.Беженару
В.Клевады
рассмотрев в открытом заседании кассационную жалобу поданную Ч. по гражданскому делу по исковому заявлению в суд поданному Ч. к Министерству Здравоохранения об обжаловании административного акта,
на решение АП Кишинэу от 07 апреля 2011, которым иск был отклонен как необоснованный,
Установила:
12.11.2009 Ч. обратился с исковым заявлением в суд к Министерству Здравоохранения об обжаловании административного акта.
В мотивировочной части иска истец указал, что прошел медицинское лечение и 03.03.2009 АТМ Буюкань выдало ему листок о медицинском отпуске. Представил его по месту работы для оправдания своего отсутствия на работе. Таким образом, стала известной информация о состоянии здоровья личного характера, а также данные о его состоянии, результатах исследований, диагнозе, прогнозе, лечении, которые являются конфиденциальными данными и должны храниться, а врачи, медицинские и фармацевтические работники обязаны хранить в тайне секрет информации о болезни, интимной и семейной жизни пациента, которые стали им известны при исполнении профессиональных обязанностей сведения о болезнях, интимной и семейной жизни пациентов, за исключением случаев, когда необходимо предотвратить распространение инфекционных заболеваний или когда выдачи этих сведений обоснованно требуют органы уголовного преследования или судебные инстанции.
Согласно приказу ответчика №281 от 28.04.2010 в рубрике «диагноз» записывается код болезни установленный в Международном Классификаторе Болезней, Х-ая ревизия OMS. Считает, что эти изменения также не обеспечивают защиту медицинских данных пациента, т.к. этот Классификатор является публичным и любое лицо знающее код болезни, может узнать диагноз пациента, что является вмешательством в частную жизнь.
Истец считает, что обжалуемые акты противоречат ст.12 Закона о правах и ответственности пациента, ст.14 Закона об охране здоровья, ст.128 Конституции РМ, ст.8 ЕКПЧ, которая гарантирует уважение частной жизни, а также требования указанных законов.
На протяжении рассмотрения дела истец уточнил требования, требуя отменить рубрику «диагноз» и «заключительный диагноз» из п.2 «Бланка листка о медицинском отпуске» приказа Министерства Здравоохранения №168 от 07.07.1993 Об утверждении Инструкции о пределах медицинского отпуска в случае болезни или травмы; отменить п.13, 15, 23 Инструкции О порядке заполнения листка о медицинском отпуске, утвержденной приказом №189 от 22.06.2005; отменить приказ №281 от 28.04.2010 Об изменении и дополнении приказа №189 от 22.06.2005 Об исполнении постановления правительства №469 от 24.05.2005 Об утверждении Инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске; взыскать моральный ущерб в размере 10 000 лей и судебные расходы.
Решением Апелляционной палаты Кишинэу от 07 апреля 2011 иск внесенный Ч. был отклонен как необоснованный.
12.04.2011 Ч. подал кассационную жалобу, требуя ее удовлетворить, отменить решение Апелляционной палаты Кишинэу от 07 апреля 2011 и вынести новое решение, которым иск удовлетворить.
В поддержание кассационной жалобы сослался на то, что решение первой инстанции было принято с нарушением норм материального права, а доводы первой инстанции противоречат ст.8 Европейской Конвенции по Правам Человека - „Право на уважение частной и семейной жизни”, указав, что для внесения исключений в эту норму является важным, что вмешательство в частную жизнь должно предусматриваться законом и составлять меру, которая в демократическом обществе является необходимой и только в ясно оговоренных случаях.
В заседании кассационной инстанции представитель истца, Андрей Лунгу (мандат от 25.10.2011), поддержал поданную кассационную жалобу, требуя ее удовлетворения, отмены решения первой инстанции и вынесения нового решения об удовлетворении иска.
Представитель Министерства Здравоохранения, Диана Норок (доверенность от 18.02.2011, действительна до 21.02.2012) не была согласна с доводами кассационной жалобы поданной Ч., требуя ее отклонить и оставить без изменений решение первой инстанции.
Рассмотрев доводы истца по отношению к обстоятельствам дела и заслушав объяснения участников процесса, Коллегия по гражданским делам и административным спорам ВСП приходит к выводу о том, что кассационная жалоба, поданная Ч., подлежит удовлетворению с отменой решения первой инстанции и вынесением нового решения - о частичном удовлетворении искового заявления в суд по, следующим мотивам.
В соответствии со ст.417 ч.(1) п. с) ГПК, рассмотрев кассационную жалобу, кассационная инстанция вправе удовлетворить кассационную жалобу и вынести новое решение без возврата дела на повторное рассмотрение, отменив решение первой инстанции, если не требуется дополнительная проверка доказательств представленных в кассационную инстанцию, и обстоятельства дела установлены первой инстанцией, однако нормы материального права были применены ошибочно.
Согласно требованиям ст.12 Закона №263/27.10.2005 О правах и ответственности пациента, все данные относительно личности пациента, о его состоянии, результатах обследования, диагнозе, прогнозе, лечении, а также сведения личного характера являются конфиденциальными и должны быть защищены и после смерти пациента; информация, признанная конфиденциальной, может быть предоставлена только в случае, когда пациент дает на это согласие в ясной форме, либо по запросу его законного представителя (близкого родственника) на условиях, одобренных пациентом, в мере, адекватной его способности восприятия, в случае, если дееспособность пациента ограничена или он недееспособен либо если это прямо предусмотрено законом.
Согласно ст.14 Закона Об охране здоровья, врачи и другие медицинские и фармацевтические работники обязаны сохранять в тайне ставшие им известными при исполнении профессиональных обязанностей сведения о болезнях, интимной и семейной жизни пациентов, за исключением случаев, когда необходимо предотвратить распространение инфекционных заболеваний или когда выдачи этих сведений обоснованно требуют органы уголовного преследования или судебные инстанции.
Вместе с тем, согласно требованиям ст.8 ЕКПЧ, Каждый имеет право на уважение его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Вмешательство публичной власти в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц.
В этом контексте, Коллегия приходит к выводу о том, что п.13, 15 и 23 Инструкции о порядке заполнения листка больничного отпуска, утвержденной приказом министерства Здравоохранения РМ №189 от 22.06.2005, которые предусматривают запись в листке о медицинском отпуске предварительно установленный диагноз и заключительный диагноз, который определил продолжительность временной нетрудоспособности, данные ребенка, данные супруги, которая находится на иждивении работника и данные супруга иждивенца, наименование санаторно-курортного учреждения, в котором пройдет лечение, номер путевки, начало и конец лечения, которыми при закрытии листка записывается код болезни, в целом противоречат вышеуказанным нормам закона по следующим основаниям.
Ст.22 ч.(2) Закона «Об охране здоровья» предусматривает, что всем работникам предприятий независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы предоставляются медицинские отпуска в случае заболеваний, травм и в других предусмотренных законом случаях.
Справки о медицинском отпуске выдаются государственными и частными учреждениями здравоохранения в порядке, установленном Правительством.
Согласно ст.8 Закона №289 от 22.07.2004 О пособиях по временной нетрудоспособности и других пособиях социального страхования, право на пособие по временной нетрудоспособности подтверждается листком о медицинском отпуске, выданным в порядке утвержденном Правительством.
Для реализации этих требований закона Правительство РМ приняло Постановление №469 от 24.05.2005 «Об утверждении инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске».
Министерство Здравоохранения приказом №175 от 09.06.2005 «О введении в действие Инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске» в связи с утверждением Инструкции О порядке выдачи листка о медицинском отпуске Постановлением Правительства №469 от 24 мая 2005, разработанной в соответствии с требованиями ч.(2) ст.22 закона Об охране здоровья №411-ХIII от 28 марта 1995 и ст.8 Закона №289-ХV от 22 июля 2004 «О пособиях по временной нетрудоспособности и других пособиях социального страхования, в п.1.1. постановило внедрить в подведомственных медико-санитарных учреждениях «Инструкцию о порядке разработки листка о медицинском отпуске», утвержденную Постановлением Правительства №159 от 02.07.1993 «Инструкция о порядке предоставления медицинского отпуска в Республике Молдова» и приказ Министерства Здравоохранения №168 от 07.07.1993 «Об утверждении инструкции о пределах медицинского отпуска в случае болезни или травмы».
Приказом №189 от 22.06.2005 о реализации Постановления правительства №469 от 24 мая 2005 «Об утверждении инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске» была утверждена Инструкция о порядке заполнения листка о медицинском отпуске.
Согласно п.13 Инструкции о порядке заполнения листка о медицинском отпуске, в рубрике «диагноз» указывается предварительно установленный диагноз при обращении больного, который послужил причиной оценки временной нетрудоспособности. В рубрике «заключительный диагноз» записывается заключительный клинический диагноз, который определил продолжительность временной нетрудоспособности. В случае, если наступили тяжкие повреждения физического или психического состояния пациента или компромтирование результатов, в качестве исключения, можно записать другой диагноз. В случае, когда в листке о медицинском отпуске был изменен диагноз, в медицинской амбулаторной карточке формы утвержденной министерством Здравоохранения и социальной защиты вносится соответствующее примечание об изменении диагноза.
П.15 этой же Инструкции оговаривает, что в случае выдачи листка о медицинском отпуске по уходу за больным ребенком в рубрике «диагноз» и «заключительный диагноз» указывается код болезни ребенка, который требует ухода в соответствии с пунктом 13 настоящей Инструкции. На пунктирной строке записываются персональные данные ребенка (фамилия, имя и возраст) и подчеркивается слово «îngrijire» (по уходу). Причина временной нетрудоспособности подчеркивается соответствующим образом. В случае выдачи листка для декретного отпуска супруги находящейся на содержании работника, записываются соответственно персональные данные супруги (фамилия, имя и возраст – полных лет) и «este la întreţinerea soţului» (находится на содержании супруга), а в рубрике «диагноз» и «заключительный диагноз»» указывается «Pentru concediu de maternitate» (для декретного отпуска). На пунктирной строке записываются персональные данные супруга, на иждивении которого находится супруга (фамилия, имя, возраст - полных лет, наименование предприятия или учреждения, в котором работает). В случае курортно-санаторного лечения в пунктирной строке указать наименование курортно-санаторного учреждения, номер путевки, начало и конец лечения.
Согласно п.23 вышеупомянутой Инструкции, при закрытии листка в его правой верхней части записывается код болезни согласно инструкциям Министерства Здравоохранения и социальной защиты. Код указывается согласно болезни определившей продолжительность временной нетрудоспособности. В случае выдачи листка с туберкулезной болезнью, СПИДом, раком любого типа, возле кода болезни записывается «100%», которая подтверждается печатью медико-санитарного учреждения.
Министерство Здравоохранения приказом №281 от 28.04.2010 «Об изменении и дополнении приказа Министерства Здравоохранения №189 от 22 июня 2005 о реализации Постановления Правительства №469 от 24 мая 2005 по утверждению Инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске» распорядилось изменить и дополнить Инструкцию о порядке заполнения листка о медицинском отпуске, утвержденную Приказом №189 от 22.06.2005 О реализации Постановления Правительства №469 от 24 мая 2005 по утверждению Инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске, зарегистрированной в Министерстве Юстиции за №110 от 07 июля 2005 (Мониторул Офичиал РМ, 2005, №98-100, ст.335) следующим образом:
1) Пункт 13 был изложен в следующей редакции:
«13. В рубрике «диагноз» была указана в соответствии с Международной Классификацией Болезней, Х-ая ревизия OMS код болезни согласно предварительному диагнозу, который послужил причиной оценки временной нетрудоспособности. В рубрике «заключительный диагноз» был записан код болезни, согласно клиническому заключительному диагнозу, который определил продолжительность временной нетрудоспособности»;
2) В пункте 15 ч.(1), слово «болезнь» было заменено словосочетанием «код болезни»;
3) В пункте 23 ч.(1) слова «и социальной защиты» были исключены.
Таким образом, кассационная инстанция повторяется о том, что согласно Постановлению Правительства №469 от 24.05.2005 по утверждению Инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске, приказу №281 от 28.04.2010, в рубрике «диагноз» записывается код болезни, установленный в Международном Классификаторе Болезней, 10-ая ревизия OMS.
Таким образом, Коллегия считает, что эти изменения не обеспечивают защиту медицинских данных пациента, т.к. данный Классификатор является публичным и любое лицо, зная код болезни, может узнать диагноз пациента, что является вмешательством в частную жизнь лица.
Вместе с тем, кассационная инстанция отмечает, что приказ №281 от 28.04.2010 противоречит со ст.28 Конституции РМ, которая гарантирует уважение государством частной жизни, а также требованиям вышеупомянутых законов.
В соответствии со ст.123 ч.(1) трудового Кодекса, медицинский оплачиваемый отпуск предоставляется всем работникам и лицам, с которыми заключен договор, на основании медицинского документа, выданного в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, из данной нормы вытекает, что работники обязаны представлять листки о медицинском отпуске для того, чтобы мотивировать свое отсутствие на рабочем месте.
В результате, Коллегия считает, что требования п.13 Инструкции о порядке заполнения листка о медицинском отпуске из приказа №281 от 28.04.2010 противоречат национальному законодательству и нарушают права пациента. Таким образом, даже в том случае, когда пациент попросит другой диагноз, решение об изменении диагноза принадлежит только лечащему врачу, а не лицу, таким образом, игнорируя желание пациента, которое согласно требованиям закона сам должен принять решение об обработке /передаче своих медицинских данных, которые входят в сферу особой категории персональных данных.
Вместе с тем, согласно ст.7 Закона №17 от 15.02.2007 „О защите данных личного характера”, персональные данные, касающиеся расовой или этнической принадлежности, политических, религиозных убеждений, персональные данные о состоянии здоровья или интимной жизни, а также персональные данные, касающиеся привлечения лица к уголовной ответственности, составляют особую категорию персональных данных. Обработка особых категорий персональных данных может осуществляться только при наличии письменного согласия субъекта персональных данных.
В этом контексте, кассационная инстанция считает, что согласие пациента не может предполагаться, как указано в решении первой инстанции, а согласие должно быть выражено в письменной форме.
Не может быть поддержан и довод первой инстанции о том, что замена в листке о медицинском отпуске рубрики «диагноз» на «код болезни» приказом Министерства Здравоохранения №281 от 28.04.2010 была произведена в соответствии с Международной Классификацией Болезней, Х-ая ревизия OMS, т.к. замена диагноза на код болезни не обеспечивает конфиденциальность медицинских данных, предусмотренную ст.12 Закона «О правах и ответственности пациента» и ст.14 Закона «Об охране здоровья», т.к. этот Классификатор является публичным и легко доступным. Этот факт подтверждается ответом Всемирной Организации Здоровья, прилагаемым к материалам дела. Таким образом, предназначение Классификатора устранять существующие лингвистические барьеры, и никоим образом не может обеспечить конфиденциальность медицинской информации.
Также и Центр по Защите Персональных Данных РМ в своем ответе подтвердил, что использование кодов не обеспечивает конфиденциальность информации и нарушает права пациента.
Также, Коллегия ссылается и на то, что Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR) рассмотрел второй периодический рапорт представленный Правительством Республики Молдова о внедрении требований международного договора об экономических, социальных и культурных правах. Так, в п.23 Замечаний и рекомендаций комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам от мая 2011, Комитет потребовал у Республики Молдова исключить практику обязательного указания кодов болезней во всех формах листков о медицинском отпуске.
В заключение, Коллегия отмечает, что соблюдение аспекта о конфиденциальности информаций о здоровье лица является важным не только для защиты частной жизни больных лиц, но и для защиты их доверия со стороны медицинского персонала (дело Z против Финляндии, Постановление Европейского Суда по Правам Человека от 25.02.1997).
Относительно требования истца о взыскании морального ущерба, Коллегия считает, что оно подлежит отклонению и в этой части оставить в силе решение первой инстанции, т.к. посредством удовлетворения самого иска это является справедливым удовлетворением для любого морального ущерба возможно перенесенного им.
Таким образом, исходя из указанных соображений и учитывая, что первая инстанция не установила обстоятельства имеющие значение для разрешения дела и ошибочно применила норму материального права, и нет необходимости в дополнительной проверке каких-либо доказательств, Коллегия приходит к выводу удовлетворить кассационную жалобу, частично отменить решение первой инстанции и вынести новое решение, которым иск Ч. удовлетворить частично.
В соответствии со ст.417 ч.(1) п.с) ГПК, Коллегия по гражданским делам и административным спорам Высшей Судебной Палаты,
Постановила:
Удовлетворить кассационную жалобу поданную Ч.
Отменить частично решение Апелляционной палаты Кишинэу от 07 апреля 2011 по гражданскому делу по исковому заявлению в суд поданного Ч. к Министерству Здравоохранения об отмене административного акта и вынести новое решение, которым:
Удовлетворить частично исковое заявление в суд Ч.
Отменить пункты 13, 15, 23 Инструкции О порядке заполнения листка о медицинском отпуске, утвержденной приказом Министерства Здравоохранения Республики Молдова №189 от 22.06.2005 О реализации Постановления Правительства №469 от 24 мая 2005 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске».
Отменить приказ №281 от 28.04.2010 Министерства Здравоохранения Республики Молдова об изменении и дополнении приказа Министерства Здравоохранения №189 от 22.06.2005 о реализации Постановления Правительства №469 от 24 мая 2005 по утверждению Инструкции о порядке выдачи листка о медицинском отпуске.
В остальном, решение первой инстанции оставить без изменения.
Решение обжалованию не подлежит.
Председательствующий В.Мачинская
Судьи Ю.Беженаруб В.Клевады
комментарии