Европейский Суд передал на коммуникацию жалобу жителей России на отказ в предоставлении заместительной терапии
источник:
Европейский Суд передал на коммуникацию жалобы жителей России на отказ в предоставлении заместительной терапии, объединив в одном производстве жалобы троих заявителей, проживающих в г.Казань, г.Калининград и г.Тольятти.
Первый заявитель употребляет наркотики с 1994 года. Он инфицирован ВИЧ с 2001 года (на момент подачи заявления у него была третья клиническая стадия) и гепатитом С с 1998 года. Заражение, как предполагает заявитель, произошло при использовании загрязненных шприцов. Первый заявитель проходил регулярно лечение от наркотической зависимости в период с 1996 по 2002 год, в государственном медицинском учреждении для лечения людей с зависимостью- токсикологической клинике Татарстана. В течение каждой госпитализации ему проводили детоксикацию, которая была болезненной и не имела эффекта, поскольку после выхода из клиники были рецидивы.
Вторая заявительница употребляла опиаты с 1994 года. У нее также диагностированы ВИЧ и гепатит С. В период с 1996 по 2012 годы, заявительница пыталась бороться с зависимостью, регулярно обращаясь в токсикологическую клинику в Тольятти -государственное медицинское учреждение, расположенное в Самарской области для прохождения процедуры детоксикации. Процедура была болезненной и не имела эффекта, поскольку заявительница после выхода из клиники вновь возвращалась к потреблению наркотиков.
Третий заявитель употребляет опиаты с 1984 года. В 1989 году ему был поставлен диагноз гепатит С , а в 2000 году ВИЧ ( с 15 марта 2005 года у заявителя СПИД ). Заявитель полагает, что он был инфицирован при использовании загрязненных шприцов. В период между 1984 и 2009 годами заявитель также прошел процедуру лечения в различных токсикологических учреждений . Однако эти процедуры не привели к длительному эффекту выздоровления и он возвращался к потреблению наркотиков.
Все заявители неоднократно обращались в различные ведомства, в том числе в Министерство здравоохранения с просьбой предоставить им доступ к заместительной терапии. Первого заявителя поддерживал при рассмотрении его заявления психиатр медицинского университета Казани. Всем троим отказали в предоставлении заместительной терапии. Отказывая им в удовлетворении заявления ведомства ссылались на то, что ни Федеральный закон от 8 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах», ни приказ Федерального министерства здравоохранения от 28 апреля 1998 года № 140, касающийся стандартов (протоколов ) медикаментозного лечения , не предусматривают обеспечение заместительной терапией метадоном и бупренорфином.
Полученные отказы заявители обжаловали в судебном порядке. Первый заявитель в исковом заявлении суд указал, что лечение опиоидной заместительной рекомендуется ВОЗ в качестве эффективного метода борьбы с наркоманией и СПИДом.
Суд первой инстанции в своем решении, которое было поддержано вышестоящими инстанциями, указал, что рекомендации ВОЗ не имеют обязательного характера. Он также отметил, что использование метадона и бупренорфина для лечения наркомании запрещено, сылаясь на статью 31 § 6 и 55 § 4 Закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ. Остальным заявителям суды также отказали в удовлетворении их исковых требований с похожей аргументацией.
Европейский Суд в вопросах Правительству России, попросил ответить, каковы причины абсолютного запрета заместительной терапии в России и соблюдает ли полный запрет на использование заместительной терапии путем замены опиоидов метадоном и бупренофином, справедливый баланс между обязанностью государства по защите жизни и здоровья лиц, которые находятся под его юрисдикцией, путем регулирования доступа к наркотическим средствам, с одной стороны, и интересами заявителей относительно доступа к медикаментам, которые имеют большие преимущества в лечении их наркотической зависимости, с другой стороны.
Также Европейский Суд задал вопрос Правительству России, не повергаются ли заявители в результате отказа к доступу к заместительной терапии метадоном и бупренорфином на основании Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» дискриминацией заявителей на основании их состояния здоровья.
Полный текст коммуникации доступен только на французском языке по ссылке.
комментарии