Европейский Суд признал нарушения Украиной статьи 3 Конвенции по заявлениям заключенных с ВИЧ
источник: echr.coe.int
22 октября 2015 года Европейский суд вынес решения о нарушении Украиной статьи 3 Конвенции в отношении неадекватного лечения ВИЧ по жалобам заключенных Лунева (no. 4725/13), Савинова (no. 5212/13) Сергея Антонова (no. 40512/13) и Сокила (no. 9414/13).Заявители были инфицированы ВИЧ до заключения их под стражу.
Первый заявитель, Андрей Лунев, гражданин Украины, 1977 года рождения. Он был арестован по подозрению в незаконном обороте наркотиков в январе 2012 года и приговорен в феврале 2013 года к шести с половиной годам лишения свободы. Данное решение было отменено и направлено на новое судебное рассмотрение. В результате, в июне 2013 года суд поместил его под домашний арест в городе Брянка, Украина, получая необходимую медицинскую помощь, которую он не мог получать в заключении. Он заявлял, что, несмотря на то,что у него был диагностирован ВИЧ, 3 стадии, во время нахождения под стражей в ходе досудебного следствия, ему провели тест на количество CD-клеток только в феврале 2013 года, уровень клеток составил 119 (13.1%) и ему назначили антиретровирусную терапию только в апреле 2013 года. Также, во время содержания под стражей г-н Лунев страдал от хронического гепатита С, хронического бронхита, токсической энцефалопатии.
Второй заявитель, Эдуард Савинов, гражданин Украины,1970 года рождения. В июне 2008 года он был осужден к девяти годам лищения свободы по обвинениям в совершении преступлений, связанных с оборотом наркотиков, краже и причинении тяжких телесных повреждений. В июне 2013 года он был освобожден ввиду серьезных проблем со здоровьем. Будучи ВИЧ-позитивным в течение 20 лет, заявлял, что он начал получать в конце декабря 2012 года благодаря содействию НПО. Г-н Лунев также страдал от гепатита С, цирроза печени и других заболеваний. 18 марта 2013 года Европейский Суд применил правило 39 Регламента Суда по обращению заявителя и попросил Правительство обеспечить г-ну Савину надлежащую медицинскую помощь в связи с его статусом ВИЧ.
Заявитель в третьем деле Сергей Антонов, гражданин Украины, 1975 года рождения. Он был арестован в сентябре 2012 года по обвинению в краже и в июне 2013 года его дело было направлено в суд для рассмотрения по существу. Последняя известная информация о его местонахождении то, что его перевезли для отбывания наказания в исправительную колонию в Бучанске в сентябре 2013 года. До момента задержания у г-на Антонова были диагностированы ВИЧ в 4 клинической стадии, остаточные явления туберкулеза, орофарингеальный кандидоз, хронический гепатит С. В ноябре 2012 года его состояние здоровья резко ухудшилось. Г-н Антонов заявлял, что несмотря на то, что сотрудники колонии были осведомлены о его ВИЧ-статусе, первая попытка определить, в какой медицинской помощи он нуждается, была сделана только в начале января 2013 года, через четыре месяца после того, как его поместили под стражу Антиретровирусную терапию ему назначили в марте 2013 года. 24 июня 2013 года Европейский Суд, по запросу заявителя по применить правило 39 Регламента Суда попросил Правительство обеспечить заявителю доступ к надлежащей медицинской помощи, в которой он нуждается,включая госпитализацию в специализированное медицинское учреждение, при необходимости.
Заявитель в четвертом деле, Максим Сокил, гражданин Украины, родился в 1981 году. Он был помещен под стражу в феврале 2012 года и в сентябре 2012 года он был приговорен к двум годам лишения свободы за совершение преступлений, связанных с оборотом наркотиков и кражу. Г-на Сокила освободили в январе 2014 года после отбытия наказания. Он заявлял, что несмотря на то, что он был инфицирован ВИЧ с 2008 года и провел большую часть своего заключения в различных медицинских учреждениях, назначенное ему лечение было в основном симптоматическим. Максим Сокил страдал наркотической зависимостью с 1996 года, у него были диагнстированы гепатит С, цирроз печени и других заболеваний. Антиретровирусную терапию он начал получать только в августе 2013 года, примерно через полтора года, после того как был помещен под стражу.
Правительство утверждало во всех четырех делах, что заявители были обеспечены медицинской помощью, при имевшихся у них проблемах со здоровьем во время содержания под стражей, получая необходимое лечение и находясь под наблюдением медицинских специалистов. В деле г-на Лунева оно также утверждало, что его состояние здоровья ухудшалось ввиду его отказа проводить анализы крови и получать лечение. Также оно утверждало, что в деле г-на Сокила было невозможно прописать антиретровирусную терапию, поскольку сначала ему нужно было пройти лечение туберкулеза.
Все заявители жаловались на нарушение в отношении них статьи 3 Конвенции (запрет пыток и жестокого обращение) в отношении ненадлежащей медицинской помощи во время содержания под стражей.
Г-н Антонов и г-н Савинов также заявили о нарушении статьи 13 (право на эффективные механимы защиты) поскольку национальное законодательство не обеспечивает эффективные механизмы в отношении неадекватной медицинской помощи в местах содержания под стражей и лишения свободы.
Г-н Антонов также заявлял о нарушении статьи 34 (право на индивидуальные обращения), поскольку он подвергся психологическому давлению, чтобы убедить его не поддерживать жалобу в Европейском Суде, и в результате запугивания в июле 2013 года он подписал заявление, что у него нет претензий к медицинскому персоналу исправительной колонии. Это заявление Правительство направило в Европейский Суд согласно процедуре.
Г-н Лунев также заявлял по статье 3 и 34 Конвенции, что он подвергся жестокому обращению со стороны двух сотрудников полиции, которые запугивали его для того, чтобы он отозвал свою жалобу в Европейский Суд о ненадлежащей медицинской помощи и по его заявлению было начато расследование, которое было прекращено через месяц ввиду отсуствия доказательств и что в двух случаях в дальнейшем передача в другую инстанцию судом или прокуратурой ввиду недостатков в расследовании, было неэффективным.
Европейский Суд признал следующие нарушения:
В деле Лунева:
Нарушение статьи 3 – в отношении неспособности обеспечить необходимое медицинское лечение во время содержания под стражей
Нарушение статьи 3 (расследование)
Нет нарушения статьи 3 (заявленное жестокое обращение)
Нет нарушения статьи 34
Справедливая сатисфакция: 10 000 Евро(нематериальный вред)
В деле Савинова:
Нарушение статьи 3 – в отношении невозможности обеспечить необходимое медицинское лечение при содержании под стражей
Между ноябрем 2011 года и мартом 2013 года
Нарушение статьи 13
Справедливая сатисфакция: 10 000 Евро(нематериальный вред) и 910 Евро (издержки и расходы)
В деле Сергей Антонова:
Нарушение статьи 3 (inhuman and degrading treatment)
Нарушение статьи 13
Нарушение статьи 34
Справедливая сатисфакция: 7 000 Евро (нематериальный вред)
В деле Сокила:
Нарушение статьи 3 (нечеловеческое и унижающее достоинство обращение)
Справедливая сатисфакция: 7,500 Евро (нематериальный вред)
Г-на Лунева, г-на Антонова и г-на Сокила в Европейском Суде представляли юристы Харьковской правозащитной группы, г-на Савина - юрист Украинского Хельсинского Союза.
Решения на английском языке по ссылкам: г-н Лунев http://hudoc.echr.coe.int/eng#{"itemid":["001-157967"]}, г-н Савин http://hudoc.echr.coe.int/eng#{"fulltext":["5212/13"],"documentcollectionid2":["GRANDCHAMBER","CHAMBER"],"itemid":["001-157968"]}, г-н Антонов http://hudoc.echr.coe.int/eng#{"itemid":["001-157970"]}, г-н Сокил http://hudoc.echr.coe.int/eng#{"fulltext":["9414/13"],"documentcollectionid2":["GRANDCHAMBER","CHAMBER"],"itemid":["001-157969"]}
комментарии